Полезные и вредные бактерии. Какие бактерии самые опасные для человека

Болезни подстерегают человека, испытывают на прочность организм и вынуждают человечество постоянно искать новые и новые способы борьбы и методы защиты от них в будущем. Каждый человек болел простудными заболеваниями.

Симптоматика

Клиническая картина бактериальных заболеваний отличается полиморфизмом. Появление конкретных симптомов зависит от вида возбудителя, локализации очага поражения, состояния макроорганизма и степени тяжести патологии. В развитии инфекционного процесса бактериальной этиологии выделяют несколько периодов: инкубационный, продромальный, основных проявлений, выздоровление.

  1. При бактериальных инфекциях длительность инкубации варьируется в широких пределах: одни бактерии размножаются быстро, другим требуется для адаптации несколько дней. Инфицированный человек чувствует себя удовлетворительно и не подозревает о том, что болен. В это время он еще не заразен и не опасен для окружающих. В сыворотке больного антител нет, иммунная система еще не отреагировала на инфекцию.
  2. Продрома — непостоянный признак инфекции. В тяжелых случаях она может отсутствовать. Этот период характеризуется не только интенсивным размножением бактерий в месте локализации, но и продукцией соответствующих токсинов, инвазией в ткани. У больных появляются неспецифические признаки воспаления. К ним относятся: лихорадка или субфебрилитет, недомогание, отсутствие аппетита, вялость, цефалгия. Длится продрома в среднем двое или трое суток. В отдельных случаях она затягивается на 10 дней.
  3. Период разгара болезни отличается появлением характерных симптомов, зависящих от расположения патологического очага. Острые кишечные инфекции проявляются интоксикацией, отсутствием аппетита, налетом на языке, абдоминальной болью, диспепсическими явлениями — рвотой, тошнотой, метеоризмом, поносом. К симптомам респираторных инфекций относятся: ринорея, заложенность носа, першение и боль в горле, сухой или влажный кашель, хрипы, одышка. ИППП имеют следующие признаки: обильные выделения из влагалища или уретры с неприятным запахом, зуд и жжение в паху, болезненное и учащенное мочеиспускание, боль при половом сношении. У детей любая бактериальная инфекция протекает тяжелее, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем сильнее выражены признаки интоксикации. У малышей температура повышается до 38,5 градусов и выше. Жар сопровождается сотрясающим ознобом, слабостью, отказом от еды, беспокойством, судорогами. В период основных проявлений возбудитель активно размножается, выделяет в кровь токсины и ферменты, которые, накапливаясь, становятся причиной инфекционно-токсического шока.
  4. Реконвалесценция или выздоровление — период угасания болезни, характеризующийся восстановлением деятельности всех органов. У больных исчезают клинические проявления инфекции. Возбудитель и токсины нейтрализуются и выводятся из организма. В период выздоровления формируется иммунитет.
Симптоматика

Бактериальная инфекция может протекать бессимптомно. Микробы попадают в организм человека, но не сразу вызывают развитие заболевания. Человек при этом является бактерионосителем. Носительство инфекции может сохраняться долгие годы. Под воздействием провоцирующих факторов бактерии активизируются. Стресс, переохлаждение, иммунодефицит могут спровоцировать развитие острого инфекционного воспаления.

Читайте также:  Что такое липолитики для живота?

Какие бывают?

Разбирая примеры бактерий (врагов и друзей человека), нужно помнить, что современная биология вводит систему классификации, несколько упрощающую понимание этого многообразного царства. Принято говорить о нескольких разных формах, каждая из которых имеет специализированное наименование. Так, кокками называются бактерии в форме шара, стрептококками – шары, собранные в цепочку, а если образование похоже на гроздь, тогда его относят к группе стафилококков. Известны такие микроскопические формы жизни, когда в одной капсуле, покрытой слизистой оболочкой, живут сразу две бактерии. Такие называют диплококками. Бациллы имеют форму палочек, спириллы – спирали, а вибрионы – это такой пример бактерии (привести его должен уметь любой школьник, ответственно проходящий программу), который похож по форме на запятую.

Нередко бактерии собираются в многочисленные группы, формируют пленки, сложные цепочки с обилием изгибов. Известны примеры бактерий, паразитов, от природы оснащенных жгутиками – одним или несколькими. Выделяют подвижные, статичные формы. Двигаться микроскопические организмы могут, сокращаясь, при этом напоминая волну либо используя жгуты.

Конспект урока по биологии на тему “Царство Вирусы”

Предмет, класс

Биология, 7класс

Тема урока,

№ урока по теме

Царство ВИРУСЫ.

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Цель урока

Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Раскрыть особенности

Строения вирусов, познакомить с историей открытия вирусов.

Развивать умение узнавать изученные организмы, обосновывать их принадлежность к определенной систематической группе.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point, экран.

Образовательные ресурсы Интернет

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

КМ Школы.

Цель

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих.

Читайте также:  Бактерии в моче у ребенка до года: причины, лечение у грудничков

Домашнее задание.

Длительность этапа

3 мин.

Основные виды деятельности преподавателя

Объяснение домашнего задания

Вступительное слово учителя

Настрой учащихся на работу, постановка целей урока

Стихийным злом эволюции назвали учёные сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения. Значение их огромно и многое ещё не известно об этих загадочных существах нашей планеты.

Тема урока.

Тема: «Царство ВИРУСЫ». (Слайд №1)

Изучение нового материала, проверка домашнего задания.

Цель

Конспект урока по биологии на тему “Царство Вирусы”

Длительность этапа

17 мин.

Вашим домашним заданием было подготовка сообщений на тему «История открытия вирусов», и «Известные болезни XX и XXI в.в. вызванные вирусами». Сообщение мы заслушаем в течении урока, а сейчас давайте посмотрим как богат и разнообразен мир вирусов.(Слайд№2)

Участие в беседе, сообщение учащихся «История открытия вирусов»,

Организация, обобщение, контроль усвоения

Из этого сообщения мы можем сделать вывод :

1)Вирусы, мельчайшие возбудители инфекционных болезней.

2)Зараженный сок растений, пропущенный через специальный фильтры, задерживающие бактерии, сохраняет способность вызывать то же заболевание у здоровых растений.

3)Практически все вирусы по своему размеру меньше, чем бактерии, величина вирусов варьируется от 20 до 300нм. (Слайд №3-4)

Все вирусы делятся на две большие группы ДНК-содержащие и РНК – содержащие. Они не имеют клеточного строения, представляют собой автономные генетические структуры , не способные , однако развиваться вне клетки.

Давайте рассмотрим химический состав вирусов.(Слайд №5).

Вирусы состоят из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Белковая оболочка носит название капсид (от. лат. –вместилище). Сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую. Их наружная оболочка является фрагментом ядерной или цитоплазматической мембраны клетки хозяина, из которой вирусы выходят во внеклеточную среду.

Взаимодействие вирусов и клетки. (Слайд №6).

По типу паразитирования вирусы делятся на 3 большие группы:

1)вирусы паразитирующие на бактериях(бактериофаги);

2)вирусы паразитирующие на растениях (вироиды)

состоят из одной, замкнутой в кольцо РНК;

3) вирусы паразитирующие на животных.(Слайд №7)

Механизм проникновения вируса в клетку делает инфекционный процесс специфичным. (так, вирус А или В проникает и размножается только в клетках печени.

А теперь давайте послушаем сообщения о таких вирусах. (сообщение учащихся «Вирус СПИДа», «Вирус Гепатита А и В», «Вирус Гриппа») слайд № 8-9.

Закрепление изученного материала

Цель

Длительность этапа

15 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Слушатели

Репродуктивный: восприятие и фиксация материала

Промежуточный контроль

Вопросы модуля.

Устный контроль

Цель

Длительность этапа

5 мин.

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирующие, оценочные

Основные виды деятельности преподавателя

Анализ результатов

Завершающий контроль

Читайте также:  Escherichia Coli в моче при беременности: что это такое?

Выставление оценок в журнал и дневник

Каковы признаки вирусной и бактериальной инфекции, как их отличить?

Бактериальное и вирусное заражение бывает сложно отличить, ведь симптомы и результаты диагностического обследования у них часто схожи. Есть ряд моментов:

  1. Бактериальное заражение развивается медленно и довольно долго, а вирусное обычно проявляется быстро и выражено.
  2. Вирус обычно поражает сразу весь организм (общая слабость, недомогание, ломота во всем теле), а бактерии локализуются в каком-то конкретном очаге (легкие, голова, живот и т. д.).
  3. Вирусное заболевание обычно быстро идет на спад – за 7-10 дней, а бактериальное может длиться дольше месяца.
  4. Температура при бактериальной инфекции выше и обычно она постепенно растет, а при вирусной наоборот она медленно, но все же снижается.
  5. По цвету выделяемой слизи (если заболевание сопровождается таковой) тоже можно сделать вывод, но все же на него не стоит полагаться полностью. Итак, если слизь прозрачная и консистенция жидкая, то это вирусная инфекция, а если выделения густые и зеленоватого или желтого цвета, то бактериальная.
  6. Самый эффективный способ определения происхождения заболевания – по анализу крови. Показателей крови много, но основными являются уровень лейкоцитов и лимфоцитов. Лейкоциты обычно повышены при обеих инфекциях, но при бактериальной всегда увеличен показатель нейтрофилов (это такой особый вид лейкоцитов). При вирусной форме инфекции обязательно повышен уровень лимфоцитов, а лейкоциты и нейтрофилы понижены. Так при гриппе, свинке, краснухе, кори лейкоциты всегда ниже нормы.
Каковы признаки вирусной и бактериальной инфекции, как их отличить?

К вирусным заболеваниям относятся: ОРВИ, герпес, корь, грипп, краснуха, гепатит, оспа, энцефалит, ВИЧ и пр.

К бактериальным относятся: туберкулез, холера, брюшной тиф, сифилис, гонорея, коклюш, дифтерия, столбняк, кишечные инфекции и т. д.

Пора наконец-то узнать: Ихтиолка и мазь Вишневского — в чем разница, что лучше и без запаха.

Стетоскоп, фонендоскоп и стетофонендоскоп: чем отличаются эти медицинские аппараты расскажем тут.

Лекарственное средство и лекарственный препарат — чем отличаются:

Роль бактерий в природе: круговорот углерода

Углерод является важнейшим клеточным веществом животного и растительного мира, а так же мира растений. Он составляет 50% сухого остатка вещества клетки.

Много углерода содержится в клетчатке, которой питаются животные. В их желудке клетчатка под действием микробов разлагается и далее, в виде навоза, попадает наружу.

Роль бактерий в природе: круговорот углерода

Разлагают клетчатку целлюлозные бактерии. В результате их работы почва обогащается гумусом, что значительно повышает ее плодородие, а углекислота возвращается в атмосферу.

Рис. 8. Зеленым цветом окрашены внутриклеточные симбионты, желтым – масса перерабатываемой древесины.