Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП

Если вы ошиблись, пожалуйста, отправьте заявку ещё раз.

Во время аварии пострадавший может получить огромное количество травм, все зависит от силы удара, от качества автомобиля и от того, пристегнут ли был человек ремнями безопасности.

Травмы при ДТП бывают разные, это переломы различных частей тела, вывихи, травмы головы и позвоночника, ушибы и порезы, рассмотрим самые частые травмы.

Голова

Чаще всего встречается черепно-мозговая травма, так как при резком торможении тело продолжает двигаться по инерции и незакрепленная голова вылетает вперед и ударяется о лобовое стекло, сидение или руль. Особенно рискуют получить такую травму люди, которые отказываются пристегиваться во время движения.

Сотрясение мозга можно получить и после аварии от запоздавшей подушки безопасности. При ударе во время ДТП могут пострадать мягкие ткани, кости и головной мозг, что является достаточно тяжелым состоянием и требует грамотного лечения.

Из-за резкого торможения может возникать перелом или вывих шейного отдела позвоночника. Такая травма может возникнуть даже при столкновении на небольшой скорости, так как тело движется по инерции и происходит резкий кивок головой.

Избежать такой травмы после ДТП можно, если правильно сидеть за рулем, при этом спина должна быть выпрямлена и прижата к креслу, а подголовник правильно отрегулирован.

Ребра

Еще одна часто встречающаяся травма – это перелом ребер и ключицы. Такое состояние может возникнуть при ударе об руль и от ремня безопасности. Ремень спасает человеку жизнь, но во время сильного удара он сдавливает ребра и ключицу, вызывая их перелом.

В особо тяжелых случаях, когда во время ДТП автомобиль переворачивается, человек, как правило, получает множественные травмы, если он не пристегнут. В этом случае наблюдается и сотрясения мозга, различные переломы, ушибы, порезы, вывихи. Такое состояние является самым тяжелым, уберечь от него может только использование ремней безопасности.

Часто пострадавшие получают множественные мелкие порезы от осколков стекла. В этом случае особенно опасным является повреждение глазного яблока и крупных артерий. Зачастую такое состояние не является опасным для жизни.

Органы

Если произошла авария, а у человека нет видимых следов травмы, например, кровоподтеков, гематом, то это не всегда значит, что человек полностью здоров. Из-за резкого удара может возникнуть травма внутренних органов, такое состояние требует обязательного врачебного вмешательства.

Еще одна часто встречающаяся патология при ДТП – перелом ног, нередко такое происходит с водителями, чьи ноги зажимаются педалями при лобовом столкновении. Такое состояние является очень опасным, и если пациента вовремя не освободить, может возникнуть омертвление тканей и пострадавший останется инвалидом.

Читайте также:  Какие антибиотики принимать при бронхоэктатической болезни

Позвоночник

Также часто встречаются травмы позвоночника, особенно это относится к людям, которые не пристегиваются в автомобиле. Также от травм позвоночника нередко страдают водители, в сидение которых сзади врезается пассажир с огромной силой. По этой причине пристегнутыми в салоне должны быть все, и пассажиры, и водитель.

Классификация черепно-мозговой травмы

Все виды ЧМТ принято разделять на закрытые травмы мозга (ЗТМ), открытые и проникающие. Закрытая ЧМТ представляет собой механическое повреждение черепа и головного мозга, вследствие чего возникает ряд патологических процессов, определяющих тяжесть клинических проявлений травмы. К открытой ЧМТ следует относить повреждения черепа и головного мозга, при которых имеются раны покровов мозгового черепа (повреждения всех слоёв кожи); проникающие повреждения предусматривают нарушение целостности твёрдой мозговой оболочки.

Классификация черепно-мозговой травмы (Гайдар Б. В. и соавт., 1996):

  • сотрясение головного мозга;
  • ушиб головного мозга: лёгкой, средней, тяжёлой степени тяжести;
  • сдавление головного мозга на фоне ушиба и без ушиба: гематомой — острой, подострой, хронической (эпидуральной, субдуральной, внутримозговой, внутрижелудочковой); гидромой; костными отломками; отёк-набухание; пневмоцефалия.

При этом очень важно определить:

  • состояние подоболочечных пространств: субарахноидальное кровоизлияние; ликворное давление — нормотензия, гипотензия, гипертензия; воспалительные изменения;
  • состояние черепа: без повреждения костей; вид и локализация перелома;
  • состояние покровов черепа: ссадины; ушибы;
  • сопутствующие повреждения и заболевания: интоксикации (алкоголь, наркотики и пр., степень).

Необходимо также классифицировать ЧМТ по тяжести состояния пострадавшего, оценка которого включает изучение минимум трёх слагаемых:

1) состояние сознания;

2) состояние жизненно важных функций;

3) состояние очаговых неврологических функций.

Выделяют пять градаций состояния больных с ЧМТ

Удовлетворительное состояние. Критерии:

1) ясное сознание;

2) отсутствие нарушений жизненно важных функций;

3) отсутствие вторичной (дислокационной) неврологической симптоматики; отсутствие или мягкая выраженность первичных очаговых симптомов.

Угроза для жизни (при адекватном лечении) отсутствует; прогноз восстановления трудоспособности обычно хороший.

Состояние средней тяжести. Критерии:

1) состояние сознания — ясное или умеренное оглушение;

2) жизненно важные функции не нарушены (возможна лишь брадикардия);

3) очаговые симптомы — могут быть выражены те или иные полушарные и краниобазальные симптомы, выступающие чаще избирательно.

Угроза для жизни (при адекватном лечении) незначительна. Прогноз восстановления трудоспособности чаще благоприятный.

Тяжёлое состояние. Критерии:

1) состояние сознания — глубокое оглушение или сопор;

2) жизненно важные функции нарушены, преимущественно умеренно по 1–2 показателям;

3) очаговые симптомы:

а) стволовые — выражены умеренно (анизокория, снижение зрачковых реакций, ограничение взора вверх, гомолатеральная пирамидная недостаточность, диссоциация менингеальных симптомов по оси тела и др.);

Читайте также:  Алгоритм переливания донорской крови и ее компонентов

б) полушарные и краниобазальные — выражены чётко как в виде симптомов раздражения (эпилептические припадки), так и выпадения (двигательные нарушения могут достигать степени плегии).

Угроза для жизни значительная, во многом зависит от длительности тяжёлого состояния. Прогноз восстановления трудоспособности порой малоблагоприятный.

Крайне тяжёлое состояние. Критерии:

1) состояние сознания — кома;

2) жизненно важные функции — грубые нарушения по нескольким параметрам;

3) очаговые симптомы:

а) стволовые — выражены грубо (плегия взора вверх, грубая анизокория, дивергенция глаз по вертикальной или горизонтальной оси, резкое ослабление реакций зрачков на свет, двухсторонние патологические знаки, горметония и др.);

б) полушарные и краниобазальные — выражены резко.

Угроза для жизни максимальная, во многом зависит от длительности крайне тяжёлого состояния. Прогноз восстановления трудоспособности часто малоблагоприятный.

Терминальное состояние. Критерии:

1) состояние сознания — терминальная кома;

2) жизненно важные функции — критические нарушения;

3) очаговые симптомы:

а) стволовые — двусторонний фиксированный мидриаз, отсутствие зрачковых и роговичных рефлексов;

б) полушарные и краниобазальные — перекрыты общемозговыми и стволовыми нарушениями.

Выживание, как правило, невозможно.

Абсолютно безопасного места в автомобиле нет

Во время самых успешных кампаний по повышению безопасности на Западе удавалось добиться, чтобы в салоне автомобиля пристегивались 70—80% водителей и пассажиров. Даже в образцовом обществе не удается достигнуть 100%-ного результата. В Беларуси же многие считают, что едущие сзади вообще могут не пристегиваться и за это штраф не положен (на самом деле, конечно, не так).

— Ремень безопасности действительно спасает, а вкупе с подушкой безопасности спасает еще лучше, — говорит Алексей Сорокин. — Если водитель или пассажир не пристегнут, то во время столкновения на него обрушивается сила, которая не позволит остаться в неподвижном состоянии, как бы вы ни готовились к удару. Посмотрите видео краш-тестов, которые проводятся на скорости в 50 км/ч… А ведь у нас столкновения нередко происходят при 100 км/ч и выше.

Шансы выжить у тех, кто вылетел из автомобиля, уменьшаются в 3—5 раз. Происходит это довольно часто, особенно если машине придается вращательный момент, а находящиеся внутри водитель и пассажиры не пристегнуты.

Высказывается много мнений, какое место считать самым безопасным в автомобиле. Эксперты развеивают заблуждения: критичные травмы можно получить на любом сиденье — многое зависит от места удара, типа транспортного средства и других факторов.

— При лобовом столкновении самые тяжелые травмы получает не водитель, как принято думать, а передний пассажир, — замечает собеседник. — Последний находится в расслабленном состоянии, а у водителя есть доли секунды, чтобы сгруппироваться перед ударом, упереться руками в рулевую колонку, ногами — в пол. В меньшей степени страдают задние пассажиры, так как энергия гасится по убывающей.

Когда столкновение происходит под углом, наиболее тяжелые травмы получают те пассажиры (или водитель), с чьей стороны произошел удар. Такая же ситуация с боковыми столкновениями.

— Но многое зависит от конструктивных особенностей автомобиля, — обращает внимание судмедэксперт. — Как мы убеждаемся, оценка, которую получила машина в результате проведения краш-тестов, имеет важное значение. В премиальных моделях шансы выжить и уберечься от тяжких травм выше, чем в более дешевых.

Абсолютно безопасного места в автомобиле нет

По поводу конструктивных особенностей. Участники аварий иногда жалуются на то, что выстрелившей подушкой безопасности им сломало кости носа (при этом неизвестно, были ли они пристегнуты в момент ДТП). Насколько это распространенный вид травмы? Влияло ли положение человека в салоне, настройки автомобиля или что-то другое?

Читайте также:  23.2. Хирургическое лечение туберкулеза легких

— Это скорее случайность, — считает Алексей Сорокин. — Задача подушки — предотвратить удар о лобовое стекло, части салона. Важным условием является ее мгновенное открытие и наполнение воздухом или газом. Безусловно, человек подается вперед и может получить удар определенной силы о поверхность оболочки. Но даже если произошел перелом костей носа, это несопоставимо с повреждением черепной коробки, хрящей и костей гортани и так далее. Поверьте, переломанный нос — не самый печальный итог ДТП. Вероятно, подушка в данном происшествии уберегла от более серьезных повреждений.

Какие характерные травмы получают водитель и пассажиры автомобиля, попавшего в ДТП? По словам экспертов, чаще всего диагностируются переломы нижних конечностей. Во время резкой остановки бедренные кости (которые имеют некоторый изгиб) у сидящих впереди упираются в приборную панель, под давлением происходит перелом. У водителей часто обнаруживается перелом костей стоп, так как они упираются в пол и находятся в зафиксированном положении.

— Те, кто не был пристегнут, получают множественные резаные раны лица и рук, — продолжает собеседник. — При этом есть особенность: передний пассажир летит вперед ладонями, а водитель, который держит руки на руле, не успевает их разогнуть и ударяется тыльной поверхностью кистей. Также водитель, не воспользовавшийся ремнем безопасности, часто ударяется о рулевую колонку и ломает грудину, ребра, получает повреждения легких, сердца и других внутренних органов, ушибы.

Иногда в больницы доставляют водителей, получивших довольно специфичный вид травмы — стремительный перелом локтевого отростка.

Это происходит из-за водительской привычки класть руку во время движения на оконный проем. Достаточно, чтобы на скорости локоть задело боковым зеркалом встречного автомобиля.

Типичны также признаки общего сотрясения тела. При резкой остановке машины (или наезде на пешехода) тело продолжает подаваться вперед до тех пор, пока не наткнется на препятствие (ремень безопасности, приборная панель, кресло и пр.). Однако внутренние органы в силу инерции продолжают свое движение, в результате чего получают характерные повреждения (надрывы, разрывы, кровоизлияния).

Как диагностировать травму?

После того как пострадавший поступает в медучреждение, проводится ряд диагностических мероприятий для установки степени сложности и места расположения травмы. Проводится осмотр невролога и различные инструментальные обследования. Если повреждается поясничный, грудной и нижний отдел позвоночника делают рентген в 2 проекциях, если травма в верхнем отделе, рентгеновский снимок делают через ротовую полость. Если подозреваются спинномозговые повреждения, могут назначить такие диагностические мероприятия:

  • спиральная КТ;
  • рентгеноконтрастное исследование;
  • люмбальная пункция с пробами Квекенштедта и Пуссепа;
  • МРТ спинного хребта;
  • вертебральная ангиография.